Обеспечение укрытия в Украине во время полномасштабной войны - один из важнейших аспектов безопасности населения. К сожалению, из-за несерьезного отношения к этому базовому элементу защиты мы наблюдаем случаи гибели людей из-за закрытых бомбоубежищ. Кроме доступа к укрытию, также возникает проблема их надежности, поскольку многие из них не отвечают современным стандартам безопасности. Закрытые и необорудованные бомбоубежища во время войны – это настоящее преступление.
Последняя проверка бомбоубежищ в Киеве показала, что только 15% из них можно считать пригодными для использования без серьезных замечаний (это также офисы с укрытиями в Киеве и коммерческая недвижимость с укрытиями в Киеве). Еще 50% нуждаются в техническом обновлении, а остальные 35% вообще непригодны. Несмотря на выделенные более 1,2 миллиарда гривен на обустройство укрытия, система этой защиты находится в кризисе. Данные по всей Украине также не удивляют оптимизмом: более 23% проверенных укрытий оказались непригодными, а 9,3% были закрыты.
Другая проблема состоит в недостатке условий безопасности в укрытиях. Многие не имеют запасных выходов, вентиляции и инфраструктуры, что создает риски для пребывания людей. Возникает вопрос об ответственности за безопасность и жизнь граждан.
Большинство укрытий, расположенных в населенных пунктах, являются простыми типами, такими как цокольные или подвальные помещения. Однако многие из них не имеют необходимой инфраструктуры для обеспечения безопасности населения в случае опасности. Поэтому важно быстро развивать сеть укрытий, способных обеспечить надлежащий уровень защиты граждан.
Что мы имеем в законодательной сфере?
Кодекс гражданской защиты Украины является основным документом, регулирующим организацию и обеспечение гражданской защиты населения в Украине. В нем содержатся важные аспекты укрытий, в частности требования к их строительству, оборудованию, безопасности и другим аспектам, которые гарантируют эффективную защиту людей в чрезвычайных ситуациях. Кодекс устанавливает правовые стандарты, процедуры и требования для обеспечения безопасности и защиты населения в укрытиях, а также предусматривает систему контроля за их выполнением.
В законопроекте, подписанном Президентом в августе 2022 года, предусмотрено строительство сети защитных сооружений гражданской защиты для обеспечения безопасности украинцев. Согласно этому закону, структура сооружений гражданской защиты должна быть определена в градостроительной документации на региональном и местном уровнях и содержать раздел инженерно-технических мероприятий гражданской защиты.
Нормы оснащения и обслуживания защитных сооружений гражданской защиты конкретизированы в приказе МВД №579. Также в июне 2023 года Президент подписал Указ о введении в действие решения СНБО по обследованию защитных сооружений гражданской защиты и решению проблем в этой сфере. Кабинету Министров, областным и городским военным администрациям поручено принять необходимые меры по разрешению ситуации с укрытиями в определенных областях и городах Украины.
Международный опыт, касающийся строительства укрытий для гражданской защиты населения.
Правительства нескольких стран устанавливают обязательное строительство гражданских укрытий, предназначенных для защиты населения в случае войны или чрезвычайных ситуаций. К примеру:
- Швейцария: Законодательство предусматривает обязательное строительство ядерных бункеров. Частным лицам предоставляется возможность отказаться от строительства компенсации.
- Сингапур: Закон предусматривает разные типы укрытий, включая частные, этажные, общественные и импровизированные. Несоблюдение стандартов может привести к значительным штрафам.
- Финляндия: Министерство внутренних дел обязано по строительству и содержанию бомбоубежищ. Закон устанавливает сроки для освобождения и вывоза вещей из укрытия во время чрезвычайных ситуаций.
- Израиль: Национальный закон устанавливает требования к строительству бомбоубежищ, включая мамады, обеспечивающие быстрый доступ к укрытию.
Законодательство о бомбоубежищах отличается в разных странах и не всегда является стандартной практикой. Ответственность за обеспечение населения укрытиями и бомбоубежищами, их строительство и обслуживание возложена на публичную власть, а также на физических и юридических лиц - застройщиков.
Приоритеты для Украины
Государственным органам, имеющим прямое полномочие и ответственность за защиту и безопасность украинцев, необходимо провести комплексный аудит всех существующих хранилищ для выявления случаев незаконного содержания и обеспечить их надлежащее функционирование. Также важно создать соответствующую инфраструктуру в образовательных учреждениях, оборудовать специальные классы для проведения занятий во время чрезвычайных ситуаций. Необходимо обеспечить постоянное обучение и тренировку детей по правильному поведению в условиях ракетной, ядерной или химической угрозы.
К тому же нужно строить остановки, которые могут служить укрытиями, подобно тому, как это делается в Харькове. Также важно разработать систему ярких и понятных указателей для быстрого нахождения хранилища.
Необходимо также строить новые хранилища. Например, в Киеве не было построено ни одного нового укрытия, хотя население города составляет 3 миллиона человек. Местные власти утверждают, что при наличии более 4000 хранилищ в городе могут быть укрыты 2,8 миллиона человек. Однако на практике ситуация может быть другой, например, в микрорайоне с 5-6 многоэтажками, где есть только одно укрытие на 30 человек, может проживать 2000 человек. Поэтому возникает вопрос: достаточно ли хранилищ для всех жителей столицы?
Также важно запретить строительство новых жилых комплексов без надлежащих укрытий для всех жителей. Это должно касаться не только жилых домов, но и бизнес-центров, развлекательных заведений. Каждый бизнес-центр или торгово-развлекательный комплекс должен иметь достаточное количество укрытий для всех находящихся там лиц.
Необходимо разработать программное обеспечение, которое автоматически открывает хранилища во время тревоги и автоматически закрывает их через 30 минут после окончания тревоги. Это улучшит защищенность населения и обеспечит быстрый доступ к укрытию для всех граждан.
Также необходима мощная система правового регулирования, которая будет предусматривать усиленную ответственность за халатность в обеспечении безопасности граждан в случае чрезвычайных ситуаций. Изменения в законодательство должны относиться и к ответственности за ненадлежащее проектирование и строительство защитных сооружений.
Вывод
Программы гражданской защиты и строительство укрытий являются важными аспектами готовности страны к возможным угрозам. Украина также должна активно работать над улучшением системы гражданской защиты и обеспечения надлежащей защиты населения.
Государственным органам следует провести аудит существующих укрытий, разработать новые проекты по строительству современных и безопасных укрытий, обеспечить надлежащее функционирование и поддержку уже существующих сооружений. Также важно учить население правильному поведению в условиях чрезвычайных ситуаций и обеспечить быстрый доступ к укрытию для всех граждан.
В целом безопасность граждан должна быть приоритетом для любой страны. Надлежащее строительство и обслуживание бомбоубежищ и укрытий может спасти жизнь и предотвратить трагедии в случае чрезвычайных ситуаций.